Меня приобщили к философским книгам, в частности к книге Бернарда Вербера "Энциклопедия относительного и абсолютного знания".
Как мне говорили, некоторые считают, что его книги "на любителя", мол, пишет и так всем понятную чушь. Но я, к примеру, так не считаю. По мне, все прелесть конкретно этой книги в том, что он смог собрать все эти мысли и, что немаловажно, смог доступно и просто их выразить. Потому что почти все то, что он написал, действительно знают все, только мало кто может сформулировать это.
Мне, пожалуй, больше всего понравилось вот это:
Как[Как]
Встречая препятствие, человеческое существо часто в первую очередь задает себе вопрос: «Почему возникла эта проблема и кто в этом виноват?»
Мы ищем виновных и обдумываем наказание, которое они должны понести.
Всегда будет огромная разница между теми, кто спрашивает: «почему ничего не получается?» – и теми, кто спрашивает: «как сделать так, чтобы все получилось?». Пока человечество принадлежит к тем, кто спрашивает «почему?». Но будущее, несомненно, принадлежит тем, кто спрашивает «как?».Совет[Совет]
Люби своих врагов. Это лучший способ действовать им на нервы.Мазохизм[Мазохизм]
В истоках мазохизма лежит страх перед возможным неприятным событием. Человек боится его, поскольку не знает, когда оно случится и какого масштаба достигнет. Мазохист считает, что одним из способов уменьшить страх является провокация этого неприятного события. Так, по крайней мере, мазохист будет знать, когда оно произойдет и в чем будет заключаться. Проблемой является то, что, провоцируя приближение пугающего его события, мазохист понимает, что контролирует наконец свою жизнь. Он может сам решать, когда, как и почему с ним произойдет несчастье. Его обуревает желание контролировать все.
Чем сильнее терзает себя мазохист, тем меньше, как ему кажется, играет им могущественная судьба, в руках которой он всецело находится. И больше, больше у него ощущение собственной силы. Поскольку он знает, что другие не вытерпели бы боль, которую он сам себе причиняет. Следовательно, бояться ему в этой жизни нечего. Чем сильнее его страдания, тем полнее ощущение контроля над будущим. Неудивительно, что значительное число руководителей и лиц, облеченных властью, предаются такого рода фантазму.
Но за это надо платить. Связывая понятие страдания с понятием контроля над собственной жизнью, мазохист теряет понятие наслаждения. Он постепенно превращается в антигедониста. То есть он не жаждет больше удовлетворения, он находится в постоянном поиске все более серьезных испытаний.